Как пишет легендарный басист, «использование только указательного пальца правой руки кому-то может показаться не самым эффективным» способом игры на бас-гитаре, но ему очень нравились «стабильная атака и контроль динамики», которые он получал, играя одним пальцем
Джон Пол Джонс: «Сегодня я хотел бы поговорить о технике, в частности, об артикуляции правой руки. За многие годы работы я не раз слышал, как некоторые басисты спорят насчет правильной техники правой руки, и большинство из них утверждает, что существует самый универсальный метод артикуляции, идеально подходящий для любых музыкальных направлений. Я же всегда исповедовал более прагматичный подход, используя ту технику правой руки, которая в конкретной ситуации звучит лучше и слушается наиболее естественно. Так, например, я считаю, что иногда игра медиатором или просто большим пальцем более эффективна, чем стандартная техника игры указательным и средним пальцами, и наоборот».
«Для «галопа», как, например, в основной партии Achilles Last Stand или вступительном риффе Immigrant Song, я предпочитал пользоваться медиатором, чтобы добиться более «лязгающего» звучания».
«Ещё в шестидесятых я много работал внештатным сессионным бас-гитаристом, и меня часто просили сыграть медиатором: «Добавь ещё «щелчка», пожалуйста...»
«Играя классическим пальцевым стилем, я в основном использую указательный и средний пальцы строго поочерёдно, но иногда мне это кажется совершенно неудобным».
«Иногда я играю одну ноту одновременно двумя пальцами для более сильной атаки. Именно так, чтобы звучало более энергично, я сыграл шестнадцатые ноты во вступлении Out on the Tiles».
«Но в некоторых партиях я предпочитаю использовать только один, указательный, палец. Возможно, кому-то это может показаться не самым «эффективным» подходом к игре правой рукой, но мне тут нравится очень стабильная атака, которая получается при использовании одного пальца».
«Это сродни тому, когда гитаристы иногда предпочитают использовать только удары медиатором вниз вместо того, чтобы чередовать их вниз-вверх, что намного проще и быстрее для восьмых или шестнадцатых нот. Возможно, играть постоянно вниз - и не самый простой способ, но получаемая в результате равномерность атаки стоит затраченных усилий».
Вспомним Чака Берри, великий рок-н-роллер многие свои соло играл исключительно вниз, как он сам говорил, «для получения более агрессивной атаки».
Джонс продолжил: «По моим ощущениям, я лучше всего контролирую динамику, очень точно чувствуя момент касания струн, играя одним указательным пальцем. Это один из факторов, который нередко помогал мне добиться очень приятного, объёмного звучания моего инструмента».
«Что же касаемо удобства, я обнаружил для себя, что могу играть таким способом довольно-таки ловко, если расслаблюсь и экономлю на движениях».
«Хороший пример партии, которую я придумал, а потом сыграл, используя этот однопальцевый подход, - основной рифф Good Times, Bad Times».
«Во втором такте я обыгрываю аккорд ре-мажор, прижимая на грифе сразу три струны тоника-квинта-октава в пятой позиции. Такую фигуру довольно сложно исполнять в темпе из-за множества используемых струн. И мне показалось, что гораздо проще играть эту партию правой рукой одним пальцем, а не двумя или тремя, чтобы не нужно было думать, какой палец цепляет какую ноту или струну».
«Переходя с более высокой по звуку струны на более низкую, как во втором такте, я обычно использую приём из техники классической гитары rest stroke, для этого надо просто надавить пальцем на более высокую струну, а после того, как палец окажется на следующей, сыграть на ней им же. Если вы послушаете басовую партию a capella в конце первого припева этой же песни, вы можете отметить довольно-таки постоянную атаку и тембр звука, так получается при использовании одного и того же пальца для извлечения всех нот».
«Ещё один примечательный пример использования этого же приёма - припев песни Ramble On с нашего второго альбома. Во втором такте я повторяю шестнадцатыми нотами тонику ля на 7-м ладу струны ре, перехожу к пятой ступени ми 9-м ладу струны соль и четвёртой ступени ре на 7-м ладу струны соль. И вновь обратите внимание на очень ровную, контролируемую атаку нот».
«После того, как прошло несколько лет, как я начал использовать эту технику, я стал понимать, что мне очень комфортно защипывать струны одним пальцем. Я использовал этот приём, чтобы сыграть джемовую часть песни Dazed and Confused».
«Исполняя её вживую, мы с Бонзо вдруг взвинчивали темп и играли несколько минут подряд очень быстро, пока Джимми завывал на своей гитаре. И я обнаружил, что используя хаммер-оны, пулл-оффы и паузы, могу играть повторяющуюся фигуру быстро и чисто столько, сколько захочу, совершенно не уставая».
«Так что развивая свой собственный стиль игры на бас-гитаре, помните, что не существует правильного или неправильного способа игры. Используйте ту технику, которая вам подходит в текущий момент».